Трёхфазные асинхронные двигатели традиционно имеют в составе конструкции три отдельных обмотки – катушки индуктивности. Подключение обмоток выполняется схематично «звездой» / «треугольником». Однако конфигурация «звезды» видится более распространённым и предпочтительным вариантом. Конструкцию и размещение катушек трехфазный асинхронный электромотор имеет в таком исполнении, при котором три магнитных поля создают вращающий момент на роторе, заставляя последний вращаться.
СОДЕРЖИМОЕ ПУБЛИКАЦИИ :
Трёхфазный асинхронный электромотор – главные качества
Как таковой — трёхфазный асинхронный электромотор широко применим к различным промышленным устройствам, системам, механизмам. Двигателями с питанием на три фазы обеспечивается эффективная работа при участии самых различных нагрузок:
- насосы,
- компрессоры,
- клапаны,
- конвейеры,
- другие приводные устройства.
Трёхфазные асинхронные электромоторы относительно просты по конструкции, эффективны в действии, малые по размерам, не такие дорогостоящие, как однофазные двигатели, наделённые сопоставимыми характеристиками. К тому же трёхфазным асинхронным электромоторам присуще ещё одно ярко выраженное свойство – долговечность.
Как рассчитать факторы мощности трёхфазного электромотора?
Чтобы иметь возможность рассчитать фактор мощности асинхронного электродвигателя на три фазы, можно воспользоваться первой классический формулой:
Hм = √3 * Iл * Vл * Eэф * Pм / 746;
где значения формулы: Hм – параметр мощности, л.с.; Vл – линейное напряжение, В; Iл – линейный ток, А; Eэф – эффективность электромотора; Pм – коэффициент мощности.
Следовательно, если исходить из первой формулы, линейный ток на фазу (Fлт полной нагрузки) для трёхфазного асинхронного электромотора, работающего на максимальной мощности, допустимо рассчитать второй формулой:
Fлт = Iл = Hм * 746 / √3 * Vл * Eэф * Pм;
Аналогичным образом, при условии известного параметра мощности трёхфазного асинхронного электромотора, линейный ток на фазу (Fлт) рассчитывается применением третьей формулы:
Fлт = Iл = KW * 1000 / √3 * Vл * Eэф * Pм;
Когда же известно номинальное значение мощности трёхфазного асинхронного электродвигателя (KVA), параметр Fлт доступно рассчитать, применяя четвёртую формулу:
Fлт = Iл = KVA * 1000 / √3 * Vл;
Наконец, если стоит задача выполнить расчёт параметра тока заторможенного ротора трёхфазного асинхронного электромотора (ARз), расчёт проводится при помощи пятой формулы:
ARз = 577 * Hм * KVA / Hм / Vр;
где: KVA / Hм — это скольжение ротора асинхронного электромотора на три фазы, рассчитанное как % снижения частоты вращения от синхронной частоты вращения, до фактической частоты вращения (таблица ниже); Vр – это номинальное рабочее напряжение трёхфазного асинхронного электродвигателя.
Таблица: Коды значений параметров скольжения ротора трёхфазного асинхронного электродвигателя
Кодировка для электромотора | Значение KVA / Hм |
A | 0 – 3.14 |
B | 3.15 – 3.54 |
C | 3.55 – 3.99 |
D | 4.0 – 4.49 |
E | 4.5 – 4.99 |
F | 5.0 – 5.59 |
G | 5.6 – 6.29 |
H | 6.3 – 7.09 |
I | 7.1 – 7.99 |
K | 8.0 – 8.99 |
L | 9.0 – 9.99 |
M | 10.0 – 11.19 |
N | 11.2 – 12.49 |
P | 12.5 – 13.99 |
R | 14.0 – 15.99 |
S | 16.0 – 17.99 |
T | 18.0 – 19.99 |
U | 20.0 – 22.39 |
V | 22.4 -> и выше |
При условиях, когда фактическое рабочее линейное напряжение отличается, тогда параметр заторможенного ротора трёхфазного асинхронного электромотора изменяется прямо пропорционально изменению сетевого напряжения (ARз * (Vл / Vр)).
Понятие важных моментов параметра линейного тока
Очевидно: фактическая мощность асинхронного электродвигателя на три фазы зависит от линейного напряжения (Vл), приложенного на клеммы электромотора.

Кроме того, линейный ток (Iл), потребляемый электродвигателем, также зависит от параметра Vл и от фактической механической нагрузки, приложенной к валу ротора. Важно понимать следующие моменты, касающиеся параметра Iл:
- Момент пуска двигателя сопровождается максимальным токовым значением, поскольку мотором преодолевается механическая инерция, вызванная в основном механической нагрузкой. Это значение также известно как токовая составляющая заторможенного ротора (Aзр).
- Рост частоты вращения ротора уменьшает значение Iл до границы установления рабочего значения, соответствующего мощности Hм, передаваемой нагрузке. Наивысшее значение Iл соответствует номинальному току электродвигателя (параметру полной нагрузки).
Таким образом, с полной уверенностью можно утверждать, что токовое значение, протекающее через нагрузку трёхфазного асинхронного электродвигателя, является суммой значений токов перехода и устойчивого состояния:
Iл = Iп + Iус;
где: Iл — фазный ток, текущий по нагрузке, через переключатель или реле; Iп – переходной ток, который пренебрежимо мал для резистивных нагрузок, поэтому Iл фактически равен Iус.
Однако для нагрузок электродвигателя переходное значение Iп логично считать эквивалентом параметра заторможенного ротора, а значение Iус логично считать эквивалентом полной токовой нагрузки.
Значения тока заторможенного ротора в 5-7 раз превышают токи полной нагрузки в течение короткого временного промежутка (нескольких секунд). Точное завышение зависит от типа электродвигателя и конкретного применения.
Пример расчета линейного тока трёхфазного электромотора
Предположим, стоит задача рассчитать линейные токи фаз при полной нагрузке и заторможенном роторе для трёхфазного асинхронного электромотора мощностью 5 л.с.
Подаваемое на электродвигатель напряжение равно 440 вольтам переменного тока. Параметр КПД равен 85% при коэффициенте мощности — 0,7 с кодом скольжения ротора — «E». Электрический мотор работает при температуре окружающей среды — 40°C.
Для расчётов на первом этапе применяется вторая формула из тех, что рассматривались выше:
Fлт = Iл = Hм * 746 / √3 * Vл * Eэф * Pм;
Fлт = 5 * 746 / 1.73 * 440 * 0.85 * 0.7 = 8.2А (на фазу);
Для определения номинальных характеристик заблокированного ротора в диапазоне от малых до высоких значений, расчет выполняется по пятой формуле:
ARз = 577 * Hм * KVA / Hм / Vр;
ARз = 577 * 5 * 4.5 (нижний предел) / 440 = 29.5А/с;
То есть параметры заблокированного ротора для данного случая расчёта мощности трёхфазного электромотора находятся в диапазоне значений 29.5 — 32.8А/с на каждую фазу.
При помощи информации: Crydom