Хладагент R410A: особенности фреона новой химии

Хладагент R410A: особенности фреона новой химии

Новый (относительно) хладагент R410A достаточно быстро освоился в рамках индустрии систем кондиционирования воздуха и прочих. Этот тип фреона разработали, в первую очередь, как замену другой марке агента R22, который представляет опасное химическое вещество для окружающей среды. Между тем, несмотря на специальное предназначение новинки под состав новых систем кондиционирования воздуха, не исключено применение этого фреона на других низкотемпературных и среднетемпературных холодильных системах.

Отличительные особенности на новый хладагент R410A

Одной из явных отличительных особенностей фреона R410A является более высокое рабочее давление, чем показывает хладагент R22. Разница составляет практически 50% увеличения, как на стороне нагнетания, так и на стороне всасывания.

Так, система кондиционирования воздуха, функционирующая на R22, традиционно работает под давлением на стороне всасывания около 4,8 кг/см2 и под давлением на стороне нагнетания около 17,5 кг/см2 при температуре атмосферного воздуха 35°C.

Аналогичная конструкция кондиционера, но действующая на хладагенте R410A в тех же условиях, показывает давление на стороне всасывания 8,2 кг/см2 и давление на стороне нагнетания 28 кг/см2.

С химической точки зрения, хладагент R410A представляет азеотропную смесь HFC-32 и HFC-125. Этот фреон разрабатывался как долгосрочная замена фреону R-22 в разнообразном новом оборудовании кондиционирования и охлаждения. Для справки: фреон R-22, по сути, представляет химию – гидрохлорфторуглерод.

То есть этот агент содержит в составе хлор – химический элемент, способствующий разрушению озонового слоя атмосферы Земли. Между тем относительно новый хладагент R410A не содержит в составе хлора, соответственно, потенциал разрушения озона для этого вещества равен нулю.

Согласно установленным правилам использования подобных веществ, фреон R410A поставляется для технических нужд заправленным в баллоны розового цвета. Агенту пророчат широкое применение. Явными преимуществами этого типа фреона отмечаются высокая охлаждающая способность и высокие рабочие давления.

При температуре 25°C показатель плотности на 50% больше, чем у фреона R22, давление пара при этом на 58% выше. Среди других преимуществ отмечается низкий уровень токсичности и крайне низкий фактор горючести.

Особенности применения на новый современный хладагент

Базовыми сферами применения нового агента является унитарное оборудование:

  • системы кондиционирования воздуха,
  • чиллерные аппараты,
  • коммерческие холодильные системы.

Для новых унитарных бытовых и малых коммерческих систем относительно новый хладагент R410A демонстрирует более высокий рейтинг энергетической эффективности, чем для R22. Более высокая охлаждающая способность фреона позволяет строить компактные устройства без утраты эффективности действия.

Однако важным вопросом видится совместимость компрессорной смазки с азеотропной смесью хладагента R410A. Для обеспечения удовлетворительной работы и долговечности, рекомендуется смешиваемая с хладагентом смазка на основе сложных полиэфиров. Производители компрессоров, как правило, рекомендуют определённые смазочные материалы для использования с этой маркой фреона.

Соответственно, важной отмечается связь с производителем компрессора и / или оборудования для подтверждения требований, предъявляемых к смазочным материалам системы. Также важным аспектом является проверка материалов на совместимость, с которыми контактирует фреон, включая:

  • обмотки электродвигателей компрессоров,
  • прокладочных материалов,
  • используемых аксессуаров и т.д.

Следует отметить: хладагенты R410A и R22 химически совместимы. Этот момент не предполагает каких-либо реакций или образования других соединений при случайном смешивании. Однако может образоваться смесь, которую крайне сложно разделить. Практика показывает – не существует в принципе аппаратов разделения. Поэтому такие смеси рекомендуется утилизировать методом сжигания.

 

Особенности практики заправки (дозаправки) системы

На случай хранении или в случае обращения с фреоном R410A, требуются дополнительные меры предосторожности. Одним из важных моментов практики обращения с хладагентом этого типа является заправка в систему жидким состоянием (не парообразным). Такой способ минимизирует возможные изменения состава химии.

Поэтому настоятельно рекомендуется хладагенты классификационной серии 4хх и 5хх заправлять внутрь холодильной системы именно в жидком состоянии. С этой целью баллоны с фреонами указанного типа оснащают глубинными трубками. Однако далеко не все производители баллонов прибегают к такой технологии изготовления.

Если баллон не оснащён глубинной трубкой, заправка агента в систему выполняется из баллона, перевёрнутого заправочным краном (головой) вниз. Правильно считается заправлять холодильную систему на стороне высокого давления. Тогда хладагент попадает внутрь в жидком виде без опасности повреждения компрессора гидравлическим ударом.

Правда, зачастую бытовые холодильные системы не оснащаются терминальным вентилем заправки на стороне нагнетания. Имеется вентиль только на низкой стороне. В таком случае заправляют на стороне низкого давления и при этом контролируют, чтобы до момента входа в систему фреон переходил из жидкой фазы в парообразную фазу. Как правило, достигается это путём подачи фреона из баллона малыми порциями.

Между тем, бытовые системы обычно содержат относительно небольшое количество хладагента. Соответственно, процесс дозаправки, как правило, требует ввода малых объёмов фреона, буквально измеряемых граммами. Такие условия вполне допускают исполнение дозаправки хладагента R410 непосредственно из баллона парообразной фазой, без риска существенного изменения состава химии.

Оборудование для обслуживания систем на R410A

Традиционно используемый рабочий комплект механика:

  • коллектор (манифольд),
  • шланги,
  • оборудование заправки (сбора),
  • баллон под заправку (сбор),

все эти компоненты подходят к ранее эксплуатируемым системам, но уже не подходят для работы с хладагентом R410A, учитывая более высокие рабочие давления этого типа фреона. Соответственно, потребуются аналогичные аксессуары, но именно подходящие под марку нового холодильного агента.

В частности, требуется коллектор (манифольд), где установлены манометры — на стороне низкого давления на величину 35 кг/см2, на стороне высокого давления 56 кг/см2. Требуются шланги рабочие – высокого давления, рассчитанные под рабочие величины не менее 58-60 кг/см2. Величина давления на разрыв – 280 кг/см2.

Видео в тему: как правильно дозаправить бытовой кондиционер?

Видеороликом поясняются нюансы дозаправки фреоном марки R410A систем кондиционирования бытового назначения, когда такая необходимость появляется:


При помощи информации: YellowJacket