Незамысловатая и актуальная механизация: грузовые поддоны

Незамысловатая и актуальная механизация: грузовые поддоны

Погрузочно-разгрузочные работы и автоматизация – эти два понятия всегда стремились сблизить как можно плотнее. Погрузка и разгрузка — вид деятельности, применяемый на практике чаще любого другого вида работ. Технологический прогресс внёс существенный вклад в снижение трудоёмкости погрузочно-разгрузочных работ. Частью вклада, к примеру, стали грузовые поддоны (паллеты). Тем не менее, проблема всё ещё остаётся актуальной.

Приспособления для погрузки/разгрузки/транспортировки

Поддоны грузовые транспортные
Грузовые поддоны — незамысловатые изделия, но получившие широкое распространение повсеместно, где речь идёт о погрузочно-разгрузочных работах

Поддоны грузовые – технологические приспособления, благодаря которым удалось значительно упростить погрузочно-разгрузочные процессы:

  1.  Перемещать значительные массы груза за один подход.
  2.  Использовать эффективно вилочные погрузчики, транспортные тележки.

Эта методика нашла применение в деятельности многих промышленных производств. Погрузочно-разгрузочные работы паллетами, с применением малого транспорта – погрузчиков, традиционно охватывают крупные склады, хранилища, терминалы.

Грузовой пакет для поддона
Сформированные грузовые пакеты под установку на поддоны в терминале морского порта

Стандартный (нестандартный) грузовой поддон способствует удобному пакетированию груза. Жёсткость конструкции и широкий выбор по габаритам, позволяют компоновать сразу несколько грузовых единиц. Более удобными становятся процессы:

  • транспортировка;
  • перегрузка с платформы на платформу;
  • сортировка и разборка;
  • складирование штабелями.

Все операции с участием грузовых паллет требуют привлечения специализированных механических средств.

Разновидности грузовых поддонов (паллет)

Есть одноразовые изделия и те, что используются неоднократно. Габаритные размеры одноразовых поддонов не регламентированы. Параметры габаритов многооборотных изделий стандартизированы.

Двух-захватный грузовой поддон
Пример конструкции двух-захватного грузового поддона, сделанного из древесины

По конструктивному исполнению грузовые поддоны условно разделяют на:

  1. Двухзахватные.
  2. Четырёхзахватные.

«Двойки» сделаны под захват их вилами погрузчиков с любой из двух сторон, расположенных прямо противоположно одна другой. «Четвёрки» погрузчик может брать с любой стороны периметра. Обе разновидности грузовых паллет делают одно-настильные или двух-настильные. Традиционные материалы для производства:

Экономически выгодно брать для производства таких изделий вторичное сырьё.

Алюминиевый грузовой поддон
Конструкция поддона для транспортировки грузов, сделанная из алюминия

Деревянный модельный ряд

Деревянные грузовые паллеты распространены повсеместно. Применяют их часто, несмотря на громкие призывы к сбережению лесных ресурсов. Одноразовые деревянные приспособления, как правило, изготавливают производители или поставщики различной продукции.

Необходимость в грузовых паллетах обусловлена задачей снижения себестоимости погрузочно-разгрузочных работ для фирменных грузов. Конструктивное исполнение, а также габаритные размеры многоразовых деревянных грузовых паллет регламентирует европейский стандарт (DIN).

ГОСТ, действующий в России, тоже не противоречит Европе. Исходя из требований стандартов, деревянные грузовые паллеты оборудуют проёмами под захват рабочим инструментом погрузчика — вилами.

Размеры грузовых поддонов (паллет): таблица

Размер ширина/длина, мм Размер ширина/длина, дюйм Страны, где чаще всего применяется
1016 х 1219 40,0 х 48,0 Северная Америка
1000 х 1200 39,37 х 47,24 Европа, Азия
1165 х 1165 45,9 х 45,9 Австралия
1067 х 1067 42,0 х 42,0 США, Европа, Азия
1100 х 1100 43,30 х 43,30 Азия
  800 х 1200 31,50 х 47,24 Европа

Проёмы для захвата делаются на каждой из четырёх сторон полотна. Настил из досок может быть изготовлен сплошным полотном либо укладкой с небольшим зазором.

Широкое распространение находят грузовые поддоны с одним настилом и четырёхсторонними доками под вилы погрузчиков.

Размеры грузовых поддонов
Габаритные размеры грузовых паллет по стандартам стран Европейского Союза, используемые наиболее часто

Качество древесины для производства строго не регламентируется. Обычно используется пиломатериал с относительным уровнем влажности 25-30%. Изделия традиционно эксплуатируются с целью погрузки,разгрузки, транспортировки грузов в естественных условиях окружающей среды. Поэтому большая часть поддонов делается на основе хвойной древесины (ГОСТ 8486-86), лиственницы, берёзы и подобной (ГОСТ 2695-83).

Избавление от производственных дефектов 

Технология сборки деревянных поддонов не допускает дефектов (тупой-острый обзол) в количестве больше одного на каждое ребро любой сборочной детали. Недопустимы также:

  • механические повреждения,
  • визуально заметный древесный пророст,
  • присутствие инородных предметов,
  • трещины, длиной больше 500 мм.

Исключительно цельная доска применима для производства поддонов. Наличие сучков в области установки креплений и на теле крайних досок нижнего настила не допускается.

Изготовление грузовых паллет
Процесс производства грузовых паллет (поддонов) предполагает применение исключительно цельных досок

Отверстия от сучков, образовавшиеся в моменты обработки древесины, заделываются деревянными пробками. Дополнительно каждую пробку фиксируют водостойким клеем.

Шашки допускается делать из двух частей, склеенных одна с другой. Но предпочтительно использовать шашки цельной формы. Установка шашек ведётся с учётом направления древесных волокон. В свою очередь, направление древесного волокна всегда параллельно длинной стороне настила.

Обработка древесины лиственных пород на шероховатость поверхности выполняется с качеством до 1000 мкм. Хвойные породы обрабатывают с качеством до 1600 мкм (ГОСТ 7016-82). Скрепление отдельных деталей выполняется с помощью гвоздей или скоб.

Поддон грузовой нестандартного размера
На практике встречаются также изделия, габаритные размеры которых не соответствуют стандартным

Часто значительное изменение уровня влажности древесины приводит к «вылезанию» гвоздей и скоб из массива дерева. Поэтому острые концы вбитых гвоздей и скоб загибают или применяют гвозди с «ершом». Загиб острия крепёжной фурнитуры обязателен и в плане безопасности для рабочего персонала.

Маркировка и стандарты грузовых поддонов

Любой грузовой поддон маркируется фирменным товарным знаком производителя. На изделии, как правило, присутствуют:

  • дата изготовления,
  • условное обозначение тары,
  • вес изделия (в килограммах),
  • грузоподъёмность (в тоннах),
  • отметки службы обеззараживания.

Маркировка наноситься по двум продольным сторонам поддона (как требует ГОСТ)  краской или способом выжигания на древесине.

Фирменный знак на грузовых паллетах
Производители грузовых поддонов, как правило, маркируют собственную продукцию

На практике эксплуатируется достаточно много изделий Б/У. Их разделяют по сортам с учётом состояния конструкции:

  1. Первому сорту соответствуют изделия, внешний вид которых и конструкция показывают добротное состояние.
  2. Второму сорту принадлежат поддоны, бывшие в пользовании неоднократно, но не имеющие характерных признаков загрязнений настила и отдельных элементов.
  3. Третий сорт составляют изделия, бывшие под многократной эксплуатацией, но без явных признаков повреждений конструкции.

Стандарт защитный ISPM 15

Процессы транспортировки грузов не исключают вероятность переноса различных микроорганизмов с конструкции поддонов непосредственно на груз. Поэтому был разработан и внедрён в практику стандарт ISPM 15. Фактически документ является руководством, регламентирующим применение деревянной транспортной тары для условий международной торговли.

Обеззараживание грузовых паллет
Местное обеззараживание грузовых паллет с помощью нагретого пара бром-метила

Это руководство содержит рекомендации по санитарной и фитосанитарной защите. Установки стандарта ISPM 15, в частности, следующие:

  • древесные пиломатериалы без коры;
  • структура древесины без насекомых-вредителей;
  • обеззараживание бромистым метилом.

Часть европейских стран применяют методику обеззараживания только тепловой обработкой. Такой способ защиты, как фумигация бромистым метилом, не практикуется на большей части территорий ЕС. Как только появился стандарт ISPM 15, страны ЕС первыми приняли решение о его введении. Под российские условия ISPM 15 используется редко.

Но вместо него существует отечественный фитосанитарный контроль, характерный более выраженной строгостью контроля. Есть положение от 2005 года о мерах, направленных на контроль обработки и маркировки грузовых поддонов.

Термическая установка под обработку паллет
Термическая установка, предназначенная для тепловой обработки грузовых паллет

Все грузовые поддоны, обработанные тепловым способом, наделяются сопроводительными документами.  Стандарт ISPM 15, а также ФЗ №99 «Карантин растений» (15.06.2000), открывают «зелёный свет» для транспортировки грузов.

Но только тем изделиям, что подвергались фитосанитарной обработке. Обязательные документы фитосанитарного надзора — сертификат соответствия и подтверждающий акт о контроле.

Технология производства грузовых поддонов

С точки зрения выгоды, изготовление компонентов грузовых поддонов логично налаживать на территориях, где низкая себестоимость добычи древесины. Промышленная сборка поддонов выгодна, когда товар пользуется высоким спросом. Обычно такие условия обеспечивают:

  • развитые промышленные области,
  • речные и морские порты,
  • крупные ж/д и автотранспортные узлы.

Производителям грузовых поддонов выгоднее иметь собственную сырьевую базу.

Использование тонкомерной древесины в производстве грузовых поддонов — вполне рациональная методика. Экономичным сырьём здесь видятся деформированные сортименты древесины. Экономию средств даёт также методика поперечного раскроя древесины на малоразмерные идентичные бревна.

Распил бревна на брус для поддонов
Примерно так получают бруски для изготовления грузовых поддонов

В целом технология изготовления грузовых поддонов охватывает:

  • продольный распил на бревна,
  • производство бруса квадратного сечения,
  • распил бруса на шашки,
  • производство досок,
  • распил одномерных досок,
  • устранение дефектов на заготовках,
  • операции сборки элементов поддонов,
  • маркировку, фитосанитарную обработку.

Технологические механизмы для производства грузовых поддонов

Производство грузовых поддонов поддерживается универсальным оборудованием:

  • пилы ручные цепные,
  • лесопильные рамы,
  • станки ленточно-пильные,
  • торцовые станки (верхнее/нижнее положение пилы).

Для заделки отверстий от сучков применяются сверлильные станки вертикального хода с одним шпинделем. Полыми свёрлами готовят древесные пробки. Гвозди и скобы вбивают специальным пистолетом.

Видео о металлических грузовых паллетах

Под завершение обзора интересная деталь — грузовые паллеты в мебельном производстве — это реальность сегодняшнего дня.