Предлагаемая к рассмотрению здесь электронная схема для радиолюбителей фактически представляет полезное устройство — автомобильный диспетчер телефонных звонков. Такая электроника призвана блокировать звучание автомобильного радио или музыкального усилителя, если обнаруживается входящий звонок на мобильный телефон водителя. Тот же эффект схемой обеспечивается при наборе номера с последующим вызовом с мобильного аппарата. Очевидно, что автоматическая блокировка такого рода в определённых ситуациях становится незаменимой, избавляет водителя от действий, заставляющих отвлекаться от вождения, что чревато аварийной ситуацией.
Диспетчер телефонных звонков для автомобиля
Музыка в салоне автомобиля (нередко чрезмерно громкая) становится повседневным развлечением многих водителей машин. Однако учитывая не меньшее телефонное пристрастие водителей, приходится выбирать между музыкальными развлечениями и телефонными разговорами в салоне автомобиля. Громкий звук музыки или радио во время движения машины — это пропуски входящих телефонных звонков, которые могут иметь значение именно в данный момент. Что же делать?
В таких случаях реально помогающим инструментом обещает стать автоматическая система отключения звука радио или музыкального усилителя. Причём блокировка осуществляется по факту обнаружения входящего звонка мобильного телефона. Отключение звучания автомобильного усилителя на определённый промежуток времени, в данном случае, становится своего рода сигналом о входящем звонке. Этот сигнал избавит пользователя от рисков пропуска важной информации, а также от рисков попасть в ДТП.

Рассмотрим представленную схему автомобильного диспетчера телефонных звонков подробнее. Но прежде следует отметить один значимый момент для работы схемы. Технологически известно, что мобильные телефоны генерируют определённые радиочастоты, когда такого типа устройства активируются посредством входящего или исходящего вызова.
Как функционирует схема диспетчера телефонных звонков?
В зависимости от модели и конструкции сотового телефона (смартфона), уровень генерируемого радиочастотного сигнала явно отличается. Тем не менее, определённый уровень радиоизлучения всегда присутствует на любом мобильном аппарате, независимо от конструктивных ограничений.
Излучаемые аппаратом радиочастоты открывают возможности достаточно легко определить рабочее состояние техники, соответственно могут эффективно использоваться для активации соответствующей функции переключения, в частности, через рассматриваемую тут электронную схему.
Схемное решение в данном случае, по сути, организует так называемый радиочастотный сниффер. Это относительно простая схема радиочастотного анализатора (детектора сигнала), которую допустимо подключить к музыкальному усилителю автомобиля. Тем самым достигается функционал отключения (блокировки) стороннего звука на время приёма или передачи сигналов по мобильному телефону внутри салона машины.
Технически здесь имеют место два каскада:
- ВЧ-датчик на основе микросхемы A1 и A2,
- Каскад релейного драйвера на транзисторе BC547.
Каждая часть микросхемы (A1 и A2) сконфигурирована как усилитель с высоким коэффициентом усиления и соединены последовательно для достижения максимальной чувствительности устройства.
Усиленный выходной сигнал (A2) соответствующим образом фильтруется сетью диодов и конденсаторов, после чего используется для управления каскадом реле. Реле-геркон замыкает клеммы отключения звука автомобильного усилителя до момента, пока не будет завершён разговор по телефону.
Резистором обратной связи (R4) устанавливается коэффициент усиления (уровень чувствительности операционных усилителей). Увеличение сопротивления резистора способствует увеличению чувствительности, уменьшение, соответственно, уменьшению чувствительности.
Настройка чувствительности устройства в целом
Чувствительность операционного усилителя (А1, А2) допустимо настроить регулировкой потенциометра (R4) или предварительной установкой в соответствии с доступным уровнем радиочастоты. Но внутри салона автомобиля не исключено наличие множества других помех, помимо радиочастотного излучения сотового телефона. Поэтому требуется тонкая настройка, чтобы датчик улавливал только радиочастотный сигнал сотового аппарата, но не сигнал системы зажигания автомобиля, к примеру.
Кроме того, желательно разместить несколько аналогичных схем в разных областях салона машины, при этом выходы всех интегрировать с основным драйвером реле. Таким образом, сниффер обнаружит радиочастотное излучение в любом случае, включая смартфоны пассажиров на задних креслах.