Смотровое стекло для хладагента холодильных систем

Смотровое стекло для хладагента холодильных систем

Смотровое стекло под хладагент разработано для применения в составе схем холодильного оборудования и систем кондиционирования воздуха. Конструкция рассчитана под соединения: раструбные, гнездовые, под пайку. Существуют конструкции простого исполнения и дополненные индикатором влажности. При комплектовании индикатором влажности конструкция дополнительно снабжается чувствительным индикатором цвета. При этом цвет индикатора меняется в зависимости от процента содержания влаги окружающей среды (фреона). Смотровые стёкла для фреона без индикатора влажности, как правило, используются под индикацию состояния хладагента внутри жидкостной линии или потока в линии возврата масла из маслоотделителя.

Смотровое стекло (простое / индикаторное) под хладагент

При обслуживании холодильного оборудования (систем кондиционирования воздуха) смотровое стекло под фреон помогает техническому специалисту определить состояние циркулирующего в системе хладагента. Простое исполнение такого прибора обеспечивает визуальный контроль хода и достатка (недостатка) фреона,

Однако контроль наличия в холодильной системе безопасного уровня влажности видится одним из важных моментов эксплуатации многих холодильных систем. В частности, чрезмерное увлажнение фреона способно вызвать нежелательные химические процессы:

  • гидролиз смазочных и других материалов,
  • коррозию металлов,
  • омеднение,
  • образование льда на соединительном устройстве,
  • химическое изменение изоляции двигателя герметичного компрессора.

Так вот, благодаря только одному смотровому индикаторному стеклу для фреона, установленному в технологической схеме, осуществляется качественный контроль состояния практически всех существующих и применяемых ныне хладагентов. Обеспечивается истинная индикация уровня влажности фреонов:

  • 134а,
  • 404А,
  • 407А,
  • 407С,
  • 407Ф,
  • 410А,
  • 507,
  • 744,
  • 290,
  • 1234зе,
  • 448А,
  • 449А,
  • 450А,
  • 513А,
  • 32.

Изготовление смотрового стекла контроля фреона сопровождают некоторые особенности. Так, стеклянный диск вставляется в область корпуса конструкции, после чего нагревается точно до точки плавления при тщательно контролируемых условиях.

Созданные условия нагрева позволяют сплавить смотровое индикаторное стекло для фреона непосредственно с корпусом, образуя постоянное герметичное соединение. Для систем, определяющих уровень влажности, здесь применяется индикаторная бумага, вставляемая через заднюю часть корпуса, которая удерживается на месте цилиндром с прорезью.

КОНТРОЛЬНОЕ

Смотровое стекло для хладагента + дополненное индикатором цвета
Исполнение на смотровое стекло, оснащённое индикатором: 1 – стекло; 2 – метки; 3 – индикаторный элемент; 4 – направляющий стержень; 5 – кольцо под пайку; 6 – медная наставка; 7 – тефлоновое уплотнение; 8 – индикаторная бумага; 9 – пружина; 10 – корпус

Цилиндр с прорезями и блок индикатора установлены на стойке, которая ввинчивается в нижнюю часть корпуса прибора и герметизируется призматическим соединением. Такого типа конструкция высокоэффективна в плане предотвращения возможной утечки хладагента. Цилиндр окрашен с целью защиты от коррозии.

Бумажные индикаторные элементы смотрового стекла изготавливаются в соответствии с максимально строгими процедурами контроля качества. Индикатор проверяется на правильность изменения цвета в лаборатории и ещё дважды при сборке устройства на месте.

Смотровое стекло для фреона + работа индикатора

Индикаторный элемент смотрового стекла для фреона фактически представляет пористую фильтровальную бумагу, пропитанную химической солью, которая чувствительна к воздействию влаги. Соль меняет цвет в зависимости от содержания влаги (относительной насыщенности) в составе хладагента.

Тёмно-зеленый цвет индикатора указывает на оптимальное состояние фреона и на качественную работу фильтра-осушителя. Напротив, жёлтый цвет индикатора смотрового стекла указывает на присутствие влаги в составе хладагента. Индикаторный элемент разработан таким образом, что меняет цвет при определённом уровне влажности в рамках рабочего диапазона.

Таблица значений калибровки смотровых индикаторных стекол под фреон:

Хладагент 134A 404A/507 407A 407C 407F 410
Температура, °C 24 38 24 38 24 24
Тёмно-зелёный, ч/млн. 50 80 15 30 120 75
Светло-зелёный, ч/млн. 50-200 80-225 15-90 30-140 120-280 75-150
Жёлтый, ч/млн. 200 225 90 140 280 150

Информация по калибровке, представленная в таблице основана на подробных экспериментальных данных для хладагентов: 134a, 404A, 407C, 407F, 410A, 507, 1234yf (1234ze). Информацию по калибровке других хладагентов обычно получают методом сравнения свойств с указанными выше фреонами. Для хладагентов 123, 401A и 402A обычно подходит калибровка влажности хладагента R22.

Если проводить калибровку на открытом воздухе, здесь индикатор меняет цвет в диапазоне 0,5% — 2,0% относительной влажности. Внутри обычных воздухопроводов это изменение соответствует изменению цвета при температуре точки росы в диапазоне минус 4°C — минус 16°С.

Смотровое контрольное стекло и особенности пайки фитингов

Размерностью от 1/4 до 1-1/8 дюйма паяные соединения смотровых стёкол под фреон состоят из длинных фитингов, изготовленных либо из стали с толстым медным покрытием, либо непосредственно из меди. Оба типа фитингов подходят для пайки с использованием любых распространённых сплавов:

  • серебряный припой,
  • мягкий припой,
  • «Sta-Brite»,
  • «Sil-Fos»,
  • «PhosCopper».

Смотровые индикаторные стёкла для фреона, в данном случае, не требуют разборки в полевых условиях для пайки, поскольку удлинённые фитинги снижают вероятность повреждения элемента, когда выполняется впаивание в систему.

Во избежание повреждения конструкции необходимо на фитинги подавать достаточный (не чрезмерный) нагрев, и направлять пламя горелки в сторону от корпуса. Правильная техника пайки обеспечивает надлежащее капиллярное действие сплава. Полировка внутренней поверхности фитингов перед пайкой не требуется.

Более крупные смотровые контрольные стёкла под хладагент, дополненные соединениями под пайку (1-3/8, 1-5/8, 2-1/8), устанавливаются на медные соединения и перед пайкой требуют снятия картриджа с латунного адаптера седла.

Картридж обычно затянут относительно неплотно (вручную), для облегчённого извлечения. Смотровое стекло фреоновое допустимо установить в любом месте жидкостной линии, но предпочтительной считается установка после универсального фильтра-осушителя и перед дозирующим устройством.

Установка смотрового индикаторного стекла в системе

Индикаторный элемент смотрового стекла перед установкой в систему будет иметь жёлтый цвет, что указывает на влажное состояние окружающей среды. В данном случае это нормальная ситуация, так как относительная влажность воздуха, контактирующего с элементом, превышает 0,5%.

Такое состояние, однако, не влияет на работу или калибровку смотрового контрольного стекла под фреон. Как только устройство будет установлено в холодильной системе, индикаторный элемент поменяет расцветку в зависимости от содержания влаги в составе хладагента.

ОСУШИТЕЛЬ

Смотровое стекло для хладагента + схема установки
Схема установки: 1, 3 – запорный вентиль; 2 – фильтр осушитель; 4 – смотровое индикаторное стекло; 5 – соленоидный клапан; 6 – электронный термостат; 7 – терморегулирующий вентиль; 8 — конденсатор

В некоторых случаях изменения могут произойти быстро при запуске новой системы или после замены фильтра-осушителя на существующих установках. В отдельных случаях на перемену цвета индикатора достаточно 15 минут. Однако рекомендуется, чтобы оборудование отработало не менее 12 часов, чтобы достичь полного соответствия показаний и уровня влажности.

Действие индикаторного элемента полностью обратимо. Расцветка меняется так же часто, как изменяется степень влажности системы. Сушку холодильной системы следует продолжать до тех пор, пока индикатор смотрового стекла не изменит цвет (жёлтый -> зелёный). Фактическое содержание влаги в хладагенте будет соответствовать приведенной выше таблице.

Системы с жидкостными линиями наружным диаметром более 54 мм (2-1/8 дюйма) монтируют с установкой смотрового стекла на байпасной линии. При работе такая инсталляция обеспечит достаточный поток для получения удовлетворительных показаний, как по влажности, так и по ходу жидкости.

Наилучших результатов следует ожидать, когда байпасная линия смонтирована параллельно основной жидкостной линии, а отводящая и обратная трубы врезаются в основную жидкостную линию под углом 45°.

Под заключение видео по теме смотровое стекло

Ниже представлен видеоролик, где демонстрируется контрольная функция смотрового контрольного стекла для фреона. Здесь используется конструкция простой конфигурации, то есть без наличия механизма индикатора влажности, которую обычно используют для определения оптимальной заправки хладагента в систему.


При помощи информации: Parker