Пилорама (лесопилка): можно ли сделать своими руками?

Пилорама (лесопилка): можно ли сделать своими руками?

Немного найдётся людей, владеющих опытом работы с лесопилкой или обладающих полной информацией о технологиях лесопильных предприятий. Однако когда приходит время строить собственный частный дом — резать брёвна, выпиливать толстые балки пола и крыши, готовить доски, достаточно многие задумываются о собственной пилораме. Действительно, личная пилорама —  это практичный и экономичный способ строительства. Но как спроектировать и построить пилораму своими руками с нуля? Попробуем разобраться с этой неоднозначной задачей.

Технология домашней пилорамы (лесопилки)

Пилораму (лесопилку), в общем и целом, следует рассматривать довольно простым оборудованием. Традиционно пилорама состоит из следующих модулей:

  • источник питания;
  • колёсная каретка на гусеничном ходу;
  • пила (ленточная, дисковая, другая);
  • различные валы и подшипники;
  • наборы барабанов, ремней и шкивов.

Между тем проектирование и строительство пилорамы своими руками с нуля – работа, подходящая далеко не всем. Очевидный момент – для такого дела требуются определенные способности в области механики, а также соответствующий инструмент. Покупка готовой к эксплуатации пилорамы или сборочного комплекта лесопилки – подходящий вариант, если на такое приобретение имеются деньги.

Практика показывает: построить пилораму своими руками получается намного дешевле, чем купить готовое оборудование. Для постройки домашней лесопилки достаточно знаний механики на школьном уровне, плюс некоторый набор металлообрабатывающих инструментов. Для изготовления отдельных металлоконструкций можно обратиться к частным мастерам-механикам, к знакомым сварщикам для производства сварки.

Конфигурация простой домашней пилорамы (лесопилки)

Изначально делается так называемая «кровать» пилорамы – модуль, сооружаемый из уголковых стальных элементов, представляющий в собранном виде каркас-раму с рельсами, по которым перемещается другой модуль – распиловочный. Выглядит конструкция «кровати» пилорамы примерно так:

Основа пилорамы (лесопилки) - так называемая кроватка
«Кровать» домашней пилорамы: A – полная длина каркаса «кровати» (6 м); B1, B2, B3… — расстояние между перемычками (1,2 м); C1 – размер ширины между рельсами (0,9 м); D1 – уголок 25 мм перевёрнутый гранью вверх (рельс распиловочной тележки)

Основа «кровати» пилорамы:

  • два швеллера 100х46 длиной 6 м,
  • поперечными уголки 57 мм через каждые 1,2 м,
  • стальные уголки 25 мм под рельсы тележки.

Также на торцевых частях швеллерных элементов необходимо предусмотреть установку блокировочных стоп-пластин, которыми предотвращается съезд распиловочной тележки с направляющих рельсов. Для изготовления используется стальная полоса шириной 38 мм, толщиной 5-6 мм, длиной 170 мм. После окончательной сборки системы эти элементы попросту закрепляются сваркой.

Сооружение распиловочной каретки

Завершив исполнение «кровати», можно приступать к строительству распиловочной каретки пилорамы. Также необходимо построить механизмы блокировки и подъёма брёвен на достаточную высоту, чтобы иметь возможность делать разрезы брёвен на любом требуемом уровне.

Распиловочная каретка представлена каркасом, который содержит большую часть деталей домашней пилорамы. В принципе, допускается отход от конструктивных точностей, представленных здесь, но тогда следует учитывать сочетание с другими деталями. В данном варианте конструкция достаточно проста — сделана вариантом на двух стойках.

Пилорама - конструкция шасси каретки
Конструкция шасси каретки под распиловочный механизм пилорамы: 1 – верхняя поперечная скоба; 2 – вертикальная стойка (2 шт.); 3 – боковины опорной рамы двигателя; 4 – опорная площадка рамы двигателя; 5 – средняя кросс-подтяжка; 6 – рукав; 7 – нижние опорные шасси каретки; 8 – колёсный блок; 9 – механизм подъёма каретки

Верхняя поперечная скоба выполнена из 114 мм стального швеллера длиной 940 мм, который накладывается на верхние торцы стоек каретки. Вертикальные стойки каретки пилорамы изготовлены на основе квадратной металлической трубы 89×89 мм, длиной 110 мм, имеющей толщину стенки 4,7 мм.

Скользящие рукава на стойках

Рукава скольжения по вертикальным стойкам делаются на базе труб квадратного сечения размером 101х101 мм, толщиной стенки 4,7 мм, длиной 210 мм. Стальные рукава исполняют функцию скольжения вверх и вниз по внешней стороне вертикальных стоек, когда необходимо поднять или опустить распиловочный механизм.

Внутренние размеры квадратной трубы рукавов должны соответствовать относительно близко внешним размерам вертикальных стоек. После монтажа (одевания рукавов на стойки) обязательно добавляется смазка к этому механизму, чтобы снизить фактор трения. Практика показала достаточно свободный лёгкий ход в моменты подъёма или опускания распиловочной головки.

Нижняя область каретки пилорамы

Нижние опорные шасси каретки пилорамы выполнены на основе стандартного стального швеллера 101х38 мм, обрезанного до длины 812 мм. Несмотря на простоту исполнения, такой вариант  обеспечивает устойчивость каретки домашней пилорамы, удерживая конструкцию от возможного опрокидывания вперед или назад. Кроме того, швеллеры шасси используются под закрепление колёсных блоков прокатки распиловочного механизма по рельсам «кровати».

Нижняя часть шасси каретки пилорамы
Нижняя часть каретки домашней лесопилки: 1 – внутреннее болтовое соединение для колёсного блока; 2 – колёсный блок; стальной швеллер шасси; 4 – опорная стойка

В общей сложности для изготовления шасси потребуется 4 колеса с выемкой на ходовой части под угловой рельс «кровати». Колёса прикрепляются к монтажной пластине, где просверлено четыре отверстия. В конечном итоге конструкция составляет колёсный блок (4 блока), который должен соответствовать типу рельса «кровати» пилорамы.

Колёса крепятся к шасси стандартным способом – болтами по концам каждого швеллера. Отверстия в теле сборочной пластины колеса делают немного больше, чем на швеллерах каретки и самих болтов. Такой подход позволяет вносить некоторые коррективы направления.

Средняя уголковая кросс-подтяжка

Средние поперечные уголки (101 мм, длиной 1,55 м) каретки домашней пилорамы выполняют несколько функций.

  1. По сути, это рама крепления двигателя и ленточных колёс.
  2. Это также подвижная основа головки
  3. Это механизм установки нужной толщины отпиливаемой доски.
  4. Наконец, это элементы поддержки вертикальных стоек.

Установка этих стальных уголков выполняется методом приваривания к подвижной гильзе-трубе. Один уголок монтируется спереди, другой позади, при этом обе детали равны друг другу слева направо и по высоте. Для точности выравнивания следует убедиться, что каретка сидит на рельсах «кровати» пилорамы и все четыре колеса касаются задних упоров.

Кросс-уголки каретки пилорамы
Кросс-уголковая серединная подтяжка: 1 – верхняя часть трубы-гильзы скольжения; 2 – передний уголок подтяжки; 3 – задний уголок подтяжки; 4 – нижняя часть трубы-гильзы скольжения; 5 – опорная площадка двигателя

Опорная площадка под двигатель пилорамы

Сборка площадки для двигателя проста – делается на основе пары 70 мм уголков, имеющих длину 635 мм. По сути, создаются каркасные направляющие опорной площадки двигателя, где между уголками (по внутренней области) настилается металлическая пластина 10 мм толщиной.

Варианты крепления по желанию создателя:

  1. Просверлить и прикрутить направляющие к стальным уголкам подтяжки.
  2. Приварить направляющие и стальную пластину.

Однако болтовые соединения, пожалуй, более предпочтительны, учитывая лучшие возможности настройки приводных ремней и тяг.

Опорная плита рукоятки подъёма каретки

Этот элемент домашней пилорамы опять же делается на основе металлического швеллера 50х38 мм, длиной 200 мм, который крепится к поперечному верхнему швеллеру, соединяющему стойки шасси. Крепление осуществляется в центральной части поперечины, перпендикулярно и в горизонтальной плоскости. На широкой стороне швеллера по центру делается сквозной слот под вал механизма.

Регулятор уровня каретки пилорамы
Установка регулятора уровня каретки: 1 – вертикальная стойка; 2 – опорный швеллер регулятора; 3 – швеллер, соединяющий стойки; 4 – слот под механический вал; 5 – механический вал системы подъёма/спуска

Конструкция распиловочного механизма

Распиловочный механизм домашней пилорамы рассматриваемой конструкции собирается из двух подшипниковых узлов, взятых  предпочтительно от автомобиля. Используются подшипниковые узлы переднего и заднего автомобильных колёс. Монтажные кронштейны для колесных подшипников состоят из 2 частей.

  1. Угловой кронштейн с крепежными болтами и пластиной для крепления к каретке.
  2. Узел регулировки схождения / расхождения.

После установки в кареточном механизме кронштейны выглядят примерно следующим образом:

Механизм каретки с кронштейнами
Механизм каретки пилорамы с установленными кронштейнами для подшипниковых узлов распиловочной системы: 1 – задний подшипниковый узел; 2 – передний подшипниковый узел

Кронштейны подшипниковых узлов дополняются регулировочными пластинами, которые позволяют в некоторых пределах сдвигать в стороны и поворачивать пластины кронштейнов. Таким способом осуществляется настройка натяжения режущей ленточной пилы. Подшипниковые узлы монтируются на кронштейны, после чего устанавливаются два автомобильных колеса, которыми исполняется роль драйверов ленточной пилы.

На следующем этапе под автомобильные колёса монтируется механизм силовой передачи – приводной шкив. Для данного варианта шкив делается под размер ременной передачи около 310-350 мм, чем обеспечивается скорость движения ленточной пилы на уровне примерно 30 см/мин. При этом скорость двигателя привода лесопилки составляет не менее 3200 оборотов/мин. Конструкция силовой передачи должна поддерживать возможность настройки скорости и коэффициента передачи.

Видео пример работы самодельной пилорамы (лесопилки)

Видеоролик ниже демонстрирует — как работает самодельная пилорама, фактически прототип описанной выше конструкции, удобный и достаточно эффективный инструмент для быта:

Домашняя пилорама — заключительный штрих под проектом

Здесь рассматривался возможный вариант создания домашней лесопилки на основе относительно несложной конструкции. Возможно, эти сведения помогут кому-то построить пилораму своими руками, дополнить устройство системой крепления брёвен на «кроватке» и другими механизмами. Здесь рассматривались только основы создания одного из вариантов техники по распилу древесины. Основы под создание пилорамы именно своими руками.


При помощи информации: HomeMadeZone


Добавить комментарий

Внимание: Спам не пройдёт. Работает фильтрация комментариев. *