Как собирали фюзеляж F-35 системой проекторов контролёров

Как собирали фюзеляж F-35 системой проекторов контролёров

Создание фюзеляжей самолётов на первый взгляд может видится относительно несложным делом. Однако практика создания фюзеляжа американского самолёта F-35 показывает, что в этом деле требуется использование высоких технологий. Фюзеляжная часть истребителя выполняется на основе современных материалов — углеродное волокно, композиты, прочие экзотические металлы. В сочетании с различными типами процессов соединения, всё это усложняет производственный технологический процесс.

Высокие технологии под сборку F-35

На видео ниже демонстрируется, как производственная компания использует высокие технологии, чтобы облегчить и ускорить производство центрального фюзеляжа F-35 (Joint Strike Fighter). В частности, демонстрируются съёмки процесса американской авиационной компании «Northrop Grumman».

Упомянутая фирма собирает, в частности,  центральный фюзеляж самолета. В отчётах компании фигурируют сведения об успешном завершении более 500 конструкций. Военно-промышленная компания использует в производственном процессе:

  • робототехнику,
  • автономные системы,
  • виртуальное 3D,
  • интеллектуальную автоматизацию.

Просмотр видеоролика даёт некоторое представления относительно сложностей, технологичности, уникальности процесса. Как видно по кадрам видео, используется система проекторов, смонтированных на потолке технического зала. Проекторы накладывают информацию для рабочих непосредственно на сам фюзеляж, демонстрируя например, точки, где должны устанавливаться крепежные детали.

Системой проекторов определяется порядок выполнения работ и места, где не следует использовать определённые принадлежности или инструменты. Технологический прорыв, короче говоря, – отныне нет необходимости изучать набор инструкций, и выяснять, что и куда следует поместить. Система проекторов действует как автоматический указатель непосредственно в рабочем пространстве.

Контроль системы проекторов

Между тем система проекторов, в свою очередь, связана с рабочими станциями, где «живые» инженеры-контролёры отслеживают наборы инструкций. На центральном фюзеляже имеются сотни, если не тысячи или более точек крепления. Применяя процедуру проектора, специалисты компании «Northrop Grumman» без особых сложностей настраивают инструкции для работы.

Теперь остаётся только представлять тот «кошмар» сборки, который отмечался несколько лет назад. Тогда сборка военного американского самолёта сопровождалась утомительными расшифровками инструкций. При этом каждый сборщик точно знал, что любая его ошибка может стоить жизни пилоту.

Именно благодаря таким передовым производственным процессам, что запечатлён на видео, современный самолёт F-35 ещё ни разу не отметился крушениями, связанными с разрушением конструкции. Между тем, такая машина нарабатывает в воздухе более 200 000 часов.


При помощи информации: NorthropGrumman