Почему американцы считают бомбардировщик «B-1B» крутым военным самолётом?

Почему американцы считают бомбардировщик «B-1B» крутым военным самолётом?

Декабрь месяц 1998 года отметился событием, когда спустя семь лет войны в Персидском заливе, американские пилоты вновь оказались перед фактом выполнения боевых задач уже в Ираке. Единственный большегрузный сверхзвуковой бомбардировщик B-1B ВВС США не принимал участия в военных действиях на территории Персидского залива. Однако новая миссия американцев, отмеченная как операция «Лиса пустыни» (2008 год), стала боевым дебютом для бомбардировщика модели «B-1B Lancer». По американским меркам этот самолёт считался «крутым» изобретением, способным вершить судьбы военных конфликтов.

Технологическое чудо в образе бомбардировщика «B-1B Lancer»

Обладающий крылом изменяемой стреловидности, военный летающий монстр виделся на тот момент времени технологическим чудом, способным перевозить массу боеприпасов, сопоставимую с массой двух школьных автобусов.

При этом самолёт передвигался в воздухе быстрее скорости звука и достаточно сложно определялся на радаре противника по сравнению, например, с другой конструкцией американского самолёта из серии «B-52».

Подобно конструкции самолёта «F-14 Tomcat», использовалась форма крыла с переменным размахом, позволяющая взлетать и приземляться на укороченных взлётно-посадочных полосах. После взлёта, крылья самолёта откидывались назад вдоль фюзеляжа, придавая технике профиль истребителя.

После десятилетий непрерывного развития и еще тринадцати лет «лёжки на скамейке запасных», наконец, пришло время посмотреть, на что способен этот «Скелет» или «Кость» (как негласно называли разработку B-1B).

Бомбометание на объекты Ирака

В декабре 2008 года два бомбардировщика B-1B, совместно с военно-морским конвоем, пересекли границу Ирака вскоре в час ночи местного времени, пролетая в воздухе при скорости около 885 км/час. При этом лётчики были предупреждены, по крайней мере, о трёх иракских ракетных установках класса «земля-воздух», расположенных вдоль траектории полета. Пилоты внимательно отслеживали работу ПВО цифровыми сканерами.

Американские бомбардировщики серии B-1 на задании
Первыми боевыми вылетами эти самолёты американских ВВС, предназначенные для массированного бомбометания, отметились в Ираке, где проходила боевая операция «Лиса пустыни»

По воспоминаниям одного из подполковников, принимающих участие в том полёте в качестве оператора систем оружия, яркие оранжевые полосы зенитного огня рвали на части ночное небо. Когда бомбардировщики B-1B достигли намеченных целей, экипаж открыл люки бомбовых отсеков и отправил к земле десятки 500-фунтовых «немых бомб».

Сюрреалистическим моментом назвали впоследствии лётчики своё «выступление». Попросту проворачивали реактивные самолёты для захода на цели, стреляли, сбрасывали боеприпасы, как делали это много раз на тренировках.

Ирак открыл новую эру для разработки «B-1B Lancer». Выяснилось, что это не только боевой оперативный самолет, но также платформа, способная сделать гораздо больше, чем предполагалось при использовании в холодной войне в качестве ядерной боевой угрозы.

Высокоскоростная замена стареющего «B-52»

Первоначально предназначенный для использования в качестве замены устаревшего бомбардировщика «B-52», оригинальный проект «B-1B» неоднократно подвергался критике со стороны политиков и чиновников министерства обороны. Критические претензии приводили к отмене программы производства бомбардировщиков не один раз.

Американские бомбардировщики серии B-52
Примерно такой выгладит конструкция предшественника сверхзвукового B-1B, которая принадлежит устаревшей модели B-52, до сего дня, однако, существующей на армейском довольствии

Отмененная стратегия виделась простой на бумаге:

  1. Масштабировать конструкцию с поворотным крылом, используемую успешным бомбардировщиком средней дальности F-111.
  2. Создать бомбардировщик большой грузоподъемности, способный победить советскую оборону грубой силой.

Бомбардировщики «B-1A», первоначально предназначенные для военно-воздушных сил США, оснащённые большой мощностью и большим количеством топлива, могли вступить в бой, пролетая над советской ПВО на сверхзвуковых скоростях.

К тому времени, когда Рональд Рейган вступил в должность президента США, советские технологии заставили пересмотреть философию американских бомбардировщиков. Например, советский «МиГ-31» — истребитель, созданный специально для охоты на сверхзвуковой самолёт-разведчик «SR-71 Blackbird». Плюс, оснащённость ПВО новой ракетой класса «земля-воздух» и применение советских систем воздушного оповещения и управления (АВАКС), сводили на нет «крутизну» бомбардировщика «B-1».

Возрождение «мёртвых» разработок бомбардировщика «B-1»

Спустя десятилетия развития конструкции, полагаясь на скорость и высоту с целью обеспечить защитный барьер между самолётами США и советским оружием, ВВС США требовался новый способ поражать цели глубоко на вражеской территории. Как выяснилось, такой способ всё-таки нашёлся в конструкциях практически уже мёртвых первых двух разработок «B-1».

Поэтому указом президента Рейгана «мёртвые» разработки бомбардировщика «B-1» подверглись небольшим изменениям с последующим возрождением под использование. Обновлённый бомбардировщик  «B-1», по мнению американских инженеров, мог избежать обнаружения системами ПВО. Достигался такой эффект за счёт пролёта низко над землей. Тогда радар противника не в состоянии отличить самолёт от ландшафта местности.

Усовершенствованная (возрождённая) модель "Lancer"
После критических выпадов в отношении конструкции B-1, в результате появилась на свет обновлённая (усовершенствованная) конструкция — бомбардировщик B-1B или просто — «Lancer»

Возрождённая и обновлённая модель бомбардировщика «B-1B Lancer» действительно представляла угрозу для Советского Союза. Самолёт обладал:

  • боевым радиусом полёта почти 5000 км без дозаправки,
  • способностью заправляться непосредственно в полёте,
  • грузоподъемностью 57 тонн.

Модель бомбардировщика «B-1B Lancer» обеспечивала доставку ядерных боевых грузов в любую точку планеты. Единственная проблема заключалась в том, что Советский Союз распался, и угроза ядерной войны уменьшились к началу 1990-х годов. Соответственно, способный нести ядерное оружие бомбардировщик B-1B, наконец, нашёл своё место на вооружении, но теперь отсутствовал фактор миссии.

Подписанный в 1995 году Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) привёл к тому, что все бомбардировщики B-1B американских ВВС в одночасье стали безъядерными. Самолёт-бомбардировщик частично изменили — удалили точки жёсткости, доработали программное обеспечение.

Так превратили стратегический боевой аппарат в обычную лётную платформу, способную нести только боеприпасы. Между тем, несмотря на то, что этот процесс начался более 20 лет назад, многие страны и различные информационные агентства всего мира по-прежнему считают модель «B-1B» ядерным бомбардировщиком.

Совершенство конструкции путём внедрения снайпера

Добавление функционала «Sniper Advanced Targeting Pod» от разработчика «Lockheed Martin» вскоре после «минусовой» модернизации, сделало сверхзвуковой бомбардировщик точной машиной. В отличие от «немых бомб», которые бомбардировщик B-1B успешно сбрасывал в момент операции «Лиса пустыни», теперь инженеры дополнили функцию точного сброса бомб. Настолько точного, что самолёт, по сути, начал свою новую жизнь в качестве боевого аппарата ближней воздушной поддержки.

Бомбардировщик B-1B и оснащение устройством "Sniper Advanced Targeting Pod"
Снайперским самолётом-бомбардировщиком фактически стала возрождённая модель «Lancer», благодаря внедрению устройства прицеливания «Sniper Advanced Targeting Pod»

Впечатляющие запасы топлива бомбардировщика «B-1B» и высокая грузоподъемность сделали конструкцию не только героем боевых действий от Ирака до Сирии. Самолёт научили часами задерживаться над целью, обеспечивая разведку в реальном времени до начала боевых действий. Модель бомбардировщика «B-1B» может использовать ретранслированные данные, чтобы точно сбрасывать тонны боеприпасов на позиции противника.

Уникальная комбинация возможностей быстро сделала бомбардировщик «B-1B» неожиданным фаворитом для непосредственной авиационной поддержки. Фактически, корпорация «Boeing» получила патент на конструкцию убирающейся пушки, предназначенной для американского «Скелета». Так решили превратить тяжёлый самолёт в настоящий сверхзвуковой корабль, подобный легендарному тяжеловооружённому самолёту поддержки «AC-130U Spooky».

Переход на пенсионное обеспечение

Военно-воздушные силы США, между тем, объявили о намерениях отказаться от использования бомбардировщика модели «B-1B Lancer» в пользу модели следующего поколения, наделённой функцией, так называемого глубокого проникновения. Согласно военной спецификации это должна быть модель «B-21 Raider».

БомбардировщикB-21 Rider самолёт нового поколения ВВС США
Вот такая конструкция, судя по имеющимся сведениям, придёт на замену бомбардировщику серии B-1B Lanser уже в ближайшее время

Пока же в очередной раз весной 2018 года бомбардировщиком B-1B успешно выпускались 19 крылатых ракет «JASSM» по целям, расположенным на территории Сирии. Расширенный диапазон и высокие характеристики «JASSM» отмечаются важным дополнением арсенала разработки «B-1B».

Такое оснащение позволяет самолёту поражать цели на больших расстояниях в рамках оспариваемого воздушного пространства. Не менее важным оснащением видится появление в арсенале оружия «LRASM» — противокорабельной ракеты большой дальности. Скорее всего, всё это перейдёт к новой модели на правах приемника.


 


Добавить комментарий

Внимание: Спам не пройдёт. Работает фильтрация комментариев. *