Стиральная машина шумит: ремонт своими руками

Стиральная машина шумит: ремонт своими руками

Выход из строя стиральной машины для большей части владельцев такой техники видится серьёзной проблемой. Между тем избавить стиральную машину от шума своими руками, на практике выглядит делом достаточно простым, зачастую выполнимым без обращения в специализированный сервис. Причин выхода из строя стиральных агрегатов может быть масса. Но для каждой причины всегда находятся свои симптомы. Что делать, если стиральная машина шумит? Как определить неисправность и сделать ремонт своими руками?

Почему шумит стиральная машина?

Цикл публикаций о ремонте стиральных машин. Симптомы шума. Чем может быть вызван сильный шум стиральной машины в моменты эксплуатации техники, что делать, как устранить дефект?

Насос и двигатель насоса

Дренажный (универсальный) насос на стиральной машине используется для накачки/откачки воды из бака в процессе стирки и в период цикла отжима.

Вал насоса может крутиться ременным приводом от двигателя машины или собственным электродвигателем. Повышенный шум стиральной машины, в процессе или после цикла отжима, может указывать на ограничения вращения вала сливного насоса или на другие дефекты этого устройства.

В случае появления сильного шума в области расположения насоса:

  1. Отключить машину.
  2. Снять переднюю панель или корпус (в зависимости от конструкции).
  3. Найти на шасси место установки насоса.
  4. Включить машину и убедиться, что именно насос является источником шума.

Требуется соблюдать осторожность, поскольку без корпуса нет защиты от движущихся частей механизмов и электрических цепей.

Шум насоса стиральной машины
Разборка дренажного насоса машины для стирки и проверка на присутствие дефектов, так как при работе стирального агрегата этот механизм создавал сильный шум

Если подозрения подтвердились, и шум действительно исходит от насоса:

  1. Отключить питание стиральной машины
  2. Снять с патрубка насоса шланг подачи воды.
  3. Слить воду в заранее приготовленный сосуд.
  4. Осмотреть крыльчатку и рабочие части насоса.
  5. Провернуть крыльчатку вручную.

Если были найдены какие-то посторонние предметы – возможные источники шума, их удалить, рабочее пространство насоса почистить. Если же обнаружился износ деталей, поломки отдельных узлов и т.п., дренажный насос придётся заменить.

Следует отметить: большинство стиральных машин с вертикальной загрузкой оснащаются автономными насосами, которые работают от собственного мотора. После завершения ремонта выполнить сборку узла слива в обратной последовательности.

Приводной ремень барабана

Приводной ремень используется для передачи вращательного движения барабану стиральной машины от шкива электродвигателя.

Приводные ремни стиральных машин выпускаются V-образной конфигурации, либо ленточной формы (иногда с ребрами жёсткости). Сделаны шкивные ремни обычно из резины, но встречаются и тканые изделия.

Приводной ремень агрегата для стирки
Приводной ремень, объединяющий вал электродвигателя с валом рабочего барабана агрегата для стирки. Растяжение или повреждение ремня часто вызывает шум при работе

На стиральных машинах фронтальной загрузки обычно установлен многогранный ремень, рассчитанный на плотную посадку. Бытовая техника с верхней загрузкой традиционно комплектуется ремнями V-образного вида с тканевым покрытием.

Такие ремни допускают частичное проскальзывание в процессе стирки с целью снижения нагрузки в моменты запуска электродвигателя.

Привод прямой сцепкой

Конструкции некоторых аппаратов для стирки с верхней загрузкой оснащаются муфтами прямого привода для передачи вращения вала двигателя к барабану.

Приводная муфта, соединяющая двигатель с барабаном, состоит из двух пластиковых вилок с резиновой прокладкой между ними. Одна из приводных вилок прикреплена к валу электродвигателя, другая установлена на валу барабана.

Когда вал двигателя вращается, установленная между приводными вилками резиновая втулка воспринимает крутящий момент, предотвращая тем самым разрыв соединения.

Продолжительная эксплуатация стиральной машины неизбежно приводит к износу втулки. В конечном итоге вилочные диски проскальзывают и вызывают вибрационный шум.

Причиной повышенного шума может стать также тяжёлое вращение барабана. В этом случае появляется чрезмерная нагрузка на муфту. Резиновая втулка тоже выходит из строя.

Модели с прямым приводом
Картинка справа: так примерно выглядят модели аппаратов бытовой стирки, выполненные по схеме с прямым приводом. Картинка слева: классический привод через ремень

Большинство моделей стиральных машин необходимо освобождать от корпуса, чтобы добраться до прямого привода и выполнить ремонт муфтовой скрепки. Перед выполнением ремонта нельзя забывать об отключении питания.

Демпферы вращательного момента

Все стиральные машины фронтальной загрузки оснащаются амортизаторами. Это демпферные элементы, предназначенные для смягчения вращательного движения барабана при выполнении цикла стирки и отжима.

Амортизирующие пружины прикреплены одним концом к шасси стирального аппарата, другим к люльке барабана. Необходимо снять переднюю или заднюю панель стиральной машины, чтобы получить к ним доступ.

Амортизатор барабана стиралки
Пример внешнего вида амортизатора стиральных машин. Следует иметь в виду: на разных моделях конструкции амортизаторов могут отличаться и по исполнению и по материалу

Когда сопротивление штоков амортизаторов ослабевает по причине длительной эксплуатации или повреждаются от перегрузки, стиральная машина издаёт повышенный шум, особенно в цикле отжима.

Если на этот симптом вовремя не обратить внимания и не исправить дефект, есть риск повреждения других деталей стирального механизма.

Удалив корпус стиральной машины, нужно провести осмотр на предмет повреждений, наличия сломанных деталей, утечки жидкости. Заменить амортизаторы, если есть поломки или сильный износ. Перед началом ремонта снять питание.

Демпфирующие пружины бака барабана

Отдельные модели стиральных машин верхней загрузки имеют в конструкции демпфирующие пружины для обеспечения амортизации движения барабана цикле отжима.

Пружины крепятся к верхней области люльки барабана на каждом из четырёх углов рамы корпуса аппарата. Четыре демпфирующих пружины по мере их износа имеют свойство растягиваться и обрываться.

Пружины люльки барабана
Здесь — на этой бытовой машине для стирки с фронтальной загрузкой белья, используется только две пружины люльки барабана. Объясняется уменьшение количества пружин фактором «узкого» корпуса

Когда демпфирующие пружины чрезмерно растягиваются или обрывается любая из них, люлька барабана соприкасается с корпусом.

В моменты цикла отжима создаётся громкий механический шум. Обычно чрезмерные нагрузки и неоправданно частое использование стиральной машины вызывают преждевременную растяжку или обрыв пружин. Для устранения дефекта:

  1. Снять корпус стиральной машины
  2. Определить, вызывает ли шум именно демпфирующие пружины.
  3. При необходимости заменить повреждённые пружины.

Рекомендуется выполнять замену всех четырёх демпфирующих пружин, даже если повреждена только одна из них. Как правило, оставшиеся целыми демпферы тоже имеют скрытые дефекты и быстро выйдут из строя.

Электродвигатель стиральной машины

Характерный симптом, связанный с неисправностью приводного двигателя, выражается обычно жужжащим или свистящим шумом в момент запуска. Иногда запуск может сопровождаться слабым запахом горелой изоляции.

Приводной двигатель стиральной машины оснащён тепловой защитой. По факту перегрузки защита отключает питание от статорных обмоток. Стиральная машина не стартует.

Мотор стирального агрегата
Демонтированный мотор с аппарата для бытовой стирки. Причиной демонтажа электродвигателя явился повышенный шум при запуске машины с последующим срабатыванием защиты

Перегрузку электродвигателя может вызвать ведомый компонент – барабан, или же дефект самого мотора. Если мотор не в состоянии свободно вращаться (заклинен), скорее всего, его придётся заменить.

Если работает и не показывает видимых признаков износа, обычно имеются две причины, которые блокируют возможность запуска:

  1. Неисправный пусковой конденсатор.
  2. Наличие внешнего блокиратора.

На моделях с пусковым конденсатором этот электронный компонент обычно располагается непосредственно на корпусе двигателя или рядом. Конденсатор с мотором соединяет жгут проводов, с подключением на кнопку запуска мотора. Для проверки и устранения неисправности:

  • отключить стиральную машину от сети.
  • снять панели или корпус для доступа к мотору.
  • осмотреть конденсатор и жгут на предмет повреждений дефектов.
  • проверить надёжность крепления проводов на клеммах.

Если на проводах и конденсаторе обнаружены какие-либо признаки плавления или подгорания, это повод для замены.

Наличие трещин или набухших участков корпуса конденсатора тоже указывают на дефекты, требующие замены. На замену следует подбирать конденсатор в точности идентичный дефектному экземпляру.

Электродвигатель с конденсатором
Электродвигатель «стиралки» с пусковым конденсатором. Именно этот электрический компонент нередко становится причиной повышенного шума при работе электродвигателя

Для второго варианта ремонта необходимо проверить механические компоненты, связанные с мотором. Следует убедиться, что барабан стиральной машины и вал насоса свободно вращаются в правильном направлении.

Перекос ​​подшипника, клин насоса и даже предмет одежды, зажатый барабаном или попавший внутрь насоса, могут стать причиной жужжания (свиста) привода или блокировки запуска.

Шкивы привода и барабана

Со временем на шкивах мотора и ведомых механизмов неизбежно скапливается технический жир, продукты износа резины, грязь. Это причины, способные вызвать свистящий или ударный шум при работе двигателя.

Если работа стиральной машины сопровождается подобным шумом в режиме перемешивания, дренирования, отжима, необходимо проверить шкивы на предмет признаков выше описанных скоплений или повреждений.

Следует убедиться, что шкивы чистые, гладкие, не имеют признаков дефектов. Нужно проверить ремни на износ, повреждения и при необходимости заменить.

Подшипники ступицы барабана

Стиральные машины верхней и фронтальной загрузки имеют подшипники на ступице барабана. Именно благодаря подшипникам, достигается свободное вращение.

Модели, поддерживающие верхнюю загрузку, обычно имеют один подшипник снизу или на входе ступицы барабана, а другой в точке присоединения вала к барабану.

Для стиральных машин фронтальной загрузки характерным признаком является размещение двух подшипников для поддержки вала барабана в передней и задней частях.

Подшипник барабана стиральной машины
Подшипник барабана, требующий замены по причине разрушения сепаратора. Перед подшипником устанавливается уплотнение, которое также было разрушено

Подшипники защищены от доступа к ним воды системой уплотнения. Регулярное использование, длительное воздействие химических детергентов, работа в условиях перегрузки – все эти факторы способствуют разрушению подшипниковых уплотнений. Разрушенное уплотнение начинает пропускать воду к подшипникам, что в конечном итоге приводит к их разрушению.

Грохочущий или ревущий шум в цикле отжима указывает именно на дефект подшипников. Наряду с шумом часто отмечается сильная вибрация стиральной машины, появление воды под корпусом агрегата.

Здесь уже ремонт несколько усложняется. Придётся не только открывать корпус, но также снимать барабан машины для стирки, чтобы получить доступ к месту расположения подшипников и уплотнений.

Классический ремонтный набор
Классический ремонтный набор для многих моделей стиральных машин от разных производителей. Включает в состав два подшипника и уплотняющую манжету

На агрегатах с верхней загрузкой также необходимо демонтировать барабан. Стандартных ручных инструментов обычно достаточно для выполнения ремонта.

Однако некоторые модели стиральных машин требуют специального инструмента для съёма и замены подшипников и уплотнения. Замена подшипников всегда должна сопровождаться заменой уплотнения, даже если на вид этот элемент выглядит целым.

Перед началом ремонта стиральной машины обязательно снять питание. В процессе работ применять защитные аксессуары для обеспечения безопасности.

Из практики ремонта машин своими руками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *