Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра

Ремонт электродвигателя своими руками

Электродвигатели применяются в составе оборудования разного назначения, в том числе бытового. На бытовой технике, в отличие от промышленной, устанавливаются моторы небольшой мощности (не выше 1 – 1,5 кВт). Достаточно широко применяются маломощные электродвигатели в дачном хозяйстве. В большинстве своём электромоторы показывают надёжную и долгосрочную работу. Тем не менее казусы случаются. И тогда неизбежно встаёт вопрос – возможен ли ремонт электродвигателя?

Частая причина неработоспособности движка

Как отремонтировать электродвигатель своими руками
Нерабочий на первый взгляд электродвигатель, зачастую может оказаться совершенно дееспособным

Конечно, дефект электромотора, требующий обязательной перемотки обмотки статора, крайне сложно устранить своими руками.

В таких случаях требуется не только специальное оборудование, но также опыт ремонта. Правда, если поставить перед собой цель, под силу и такое решение задачи.

Но здесь речь пойдёт о распространенном дефекте, который просто устраняется самостоятельно и стандартным набором инструмента электрика:

  • отвёртка плоская,
  • отвертка четырехгранная,
  • плоскогубцы,
  • тестер электрический (стрелочный прибор),
  • молоток слесарный.

Практика эксплуатации маломощных электродвигателей в быту показывает: распространенной причиной прекращения работы электромоторов становится КЗ (короткое замыкание) обмотки на корпус.

Нередко владельцы «заболевшего» мотора долго не думают и попросту избавляются от проблемы путём  покупки нового движка. А старый мотор, оказывается, цел!

Новый электродвигатель на замену
Новый электродвигатель обязательно имеет пластиковую крышку на валу и резиновые пробки внутри втулок под контактный кабель

Ремонт электродвигателя: устранить КЗ своими руками

Симптомы в этом случае традиционны: при попытке запуска мотора срабатывает защитный автоматический выключатель. Сразу следует уточнить – если подобная ситуация имеет место, не нужно пытаться повторять запуски от раза к разу.

Повторные действия могут действительно стать причиной пробоя обмотки статора. Необходимо обесточить цепь питания и отключить питающий кабель от брно (коробки с клеммами).

Клемная коробка электродвигателя
Клемная коробка трёхфазного электродвигателя. Питающий кабель отключают при ремонте мотора

Удостовериться лишний раз в наличии КЗ поможет электрический тестер. Прежде всего, исследуются на целостность обмотки. Щупы прибора, включенного на измерение сопротивления Ом, поочерёдно соединяют с обмоточными выводами.

Прибор должен показывать сопротивление в несколько десятков Ом. Причём на трёхфазном моторе значения сопротивления между всеми фазами должно быть одинаковым.

Проверка электродвигателя тестером
Для проверки целостности фаз электродвигателя, а также КЗ на корпус лучше пользоваться стрелочным прибором

Если этот тест не показал существенной разницы замеров между обмотками или малых значений сопротивления в несколько Ом, электродвигатель, скорее всего, цел.

Тогда остаётся определить искомую причину – короткое замыкание на корпус. Один щуп тестера контачат с корпусом двигателя, вторым поочерёдно щупают концы обмоток.

Обычное явление КЗ – показания прибора, которых быть не должно в принципе.

Какое КЗ можно реально устранить

По сути, существует два вида КЗ на корпус:

  1.   Прямое замыкание, с пробоем изоляции обмотки.
  2.   Косвенное замыкание, по причине влажной обмотки.

Второй вариант как раз и встречается чаще всего. Прибором такое замыкание определяется появлением показания сопротивления между корпусом и обмоткой в несколько единиц или десятков Ом.

Причём показания на каждой отдельной обмотке, как правило, разнятся. При таком развитии событий неисправность устранить просто. Для исполнения желания нужно:

  1. Демонтировать электродвигатель от места установки.
  2. Отвернуть крепёж кожуха крыльчатки, снять кожух и крыльчатку.
  3. Снять крепёжные винты передней и задней корпусных крышек.
  4. Демонтировать крышки и вынуть ротор электродвигателя.

Освободившийся статор переносят ближе к электрической розетке, устанавливают на негорючий материал (к примеру, на силикатный кирпич) и на удалении от бытовых горючих материалов.

Внутрь кольца статора асинхронного электродвигателя (вместо ротора) вставляют электролампу (60-100 Вт), вкрученную в патрон с присоединённым кабелем и вилкой. Зажигают лампу включением вилку в розетку.

Разобранный электродвигатель для прогрева
Внутрь освобождённого статора электродвигателя помещают обычную лампу накаливания и оставляют включенной на 24 часа

В таком положении оставляют статор как минимум на 24 часа (иногда требуется до 48 часов). По истечении этого времени лампу отключают и проверяют тестером сопротивление между корпусом и обмотками.

Как правило, прибор не фиксирует наличия сопротивления в Омах. Что и требовалось получить. Косвенное короткое замыкание движка устранено всего лишь путём прогрева статорной обмотки. Можно собирать, ставить мотор на место и запускать в работу.

Методика определения короткозамкнутых витков статора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *