Как заменить подшипники на валу насоса чиллера?

Как заменить подшипники на валу насоса чиллера?

Чиллерные системы, как правило, содержат один из основных компонентов рабочей схемы – циркуляционный насос. Благодаря работе циркуляционного насоса выполняется технологический оборот – стабильный проход воды через испаритель холодильного контура. Долговременная эксплуатация насоса нередко приводит к выходу из строя подшипников ротора электродвигателя. В таких случаях циркуляционный насос чиллера издаёт сильный механический шум. Конечно же, заменить подшипники на валу насоса чиллера в подобном состоянии следует как можно быстрее. Иначе появляется риск серьёзных разрушений механической части и, как следствие, – сгоревшая обмотка мотора. Рассмотрим пример замены подшипников насоса чиллера марки Wesper.

Остановка чиллера и демонтаж насоса

Обнаружив сильный механический шум циркуляционного насоса чиллера, систему необходимо остановить (отключить центральный рубильник).

Потребуется также сбросить давление водяной системы и слить полностью воду на участке подключения помпы. Для этого существуют сливные пробки, расположенные непосредственно на корпусе насосной части аппарата.

Рубильник чиллера Wesper AQL80
Главный выключатель чиллера Wesper AQL80 (слева вверху), посредством которого полностью отсекается электропитание всей системы

На следующем этапе выполняется отключение кабеля питания мотора циркуляционного насоса. Затем открывается крышка коробки (БРНО), отвинчиваются гайки крепления фаз и нулевого провода, отсоединённые проводники вытягиваются из коробки.

Для демонтажа циркуляционного насоса нужно открутить две накидные гайки — всасывающего и нагнетательного трубопроводов.

После этой операции снять крепление станины насоса и вынуть аппарат из корпуса чиллера. На этом этап демонтажа циркуляционной помпы завершается с переходом к этапу ремонта.

Разборка насоса для замены подшипников

Насос циркуляционный для чиллерной системы Wesper AQL80 представляет собой относительно простую в механическом смысле конструкцию.

Для разборки аппарата достаточно отвернуть восемь винтов крепления кожуха и вывернуть четыре шпильки на моторной части, удерживающие заднюю крышку электродвигателя.

Циркуляционный насос чиллера Wesper AQL80
Помпа чиллерной системы Wesper AQL80. Спустя некоторое время после начале эксплуатации (5-6 лет) обычно выходят из строя подшипники вала ротора мотора

Отдельно стоит отметить механический крепёж защитной крышки крыльчатки мотора. Этот элемент не имеет привычных креплений винтами.

Защитная крышка держится на теле электродвигателя за счёт выступа, проходящего по всей длине окружности. Поэтому достаточно лёгкого удара (неметаллическим инструментом) по торцевой кромке, чтобы снять эту деталь.

Крыльчатка охлаждения мотора насажена на конечной части вала ротора электродвигателя. Конечная часть вала, где «сидит» крыльчатка охлаждения, имеет рифлёную поверхность. Для съёма этой детали нужно стянуть крыльчатку съёмником (или аккуратно с помощью широкой плоской отвёртки).

Разборка насосной части агрегата

Насосная часть аппарата скрыта под кожухом, выполненным из нержавейки. Кожух подтянут к телу мотора четырьмя парами винтов с головками под шестигранный ключ. Демонтаж в данном случае выполняется отворачиванием всех  винтов с последующим стягиванием кожуха.

Здесь приходится применять некоторую силу, так как посадка кожуха достаточно плотная. Применять усилие тяга следует именно к телу кожуха, а не к ободу, которым сам кожух подтягивается винтами к электродвигателю.

В конечном итоге (после съёма кожуха и статора мотора) открывается примерно следующая картина:

Разобранный насос чиллера
Вид частично разобранной помпы чиллера. Слева — ротор с подшипниками. Справа — сборка помпы, составляющая трёхступенчатую систему перекачки жидкости         

Теперь, чтобы получить возможность полностью отделить ротор с подшипниками от насосной части, эту насосную часть необходимо также разобрать на отдельные детали.

Сразу же стоит заметить:

Разборку следует выполнять с отметкой месторасположения каждого отдельного элемента конструкции. Иначе сборка насоса может вызвать затруднения.

Демонтаж деталей насосной части начинается отворачиванием винта крепления всех блоков. Этот винт, соответственно, расположен на торце вала с помповой стороны.

Крепёжный винт насосной сборки
Вид на крепёжный винт, которым фиксируются все детали набора, составляющего трёхступенчатую помповую конструкцию

Вслед за открученным винтом аккуратно снимаются улитки и крыльчатки, а также промежуточные кольца, которые размещены между каждой отдельной ступенью насоса. Циркуляционный насос этой конструкции – трёхступенчатый. Соответственно, демонтируются:

  • три улитки,
  • три крыльчатки,
  • пять промежуточных колец,
  • сборка уплотнения вала.

Удобно расположить все детали в соответствие с последовательностью демонтажа непосредственно на месте. Так после замены подшипников ротора легко собрать весь набор в обратном порядке.

Сборку уплотнения вала необходимо стягивать с вала крайне аккуратно, чтобы не повредить резиновую манжету и графитовые кольца.

Циркуляционный насос детально
Разобранный модуль помпы и разложенный по деталям в той последовательности, в какой детали располагаются на валу

Следующий этап ремонтных работ – полный демонтаж ротора и замена дефектных подшипников.

Демонтаж ротора и замена подшипников

Полностью освобождённый от деталей насоса вал позволяет демонтировать ротор полностью и заменить неисправные подшипники. Но здесь тоже есть свои особенности работы. Передний подшипник достаточно крепко запрессован в теле крышки.

Чтобы извлечь подшипник вместе с валом, необходимо воспользоваться инструментом, исключающим повреждение поверхности и торцов вала. Как правило, в таких случаях применяют деревянный или пластиковый молоток.



Стягивать с вала демонтированного ротора подшипники также следует осторожно и аккуратно. Для этих целей удобно использовать подходящий съёмник. Посадка новых подшипников на вал ротора также требует аккуратности действий.

В данном случае применяются подшипники с номером 60203 (закрытые). Посадка подшипников на места должна обеспечить полную целостность пластин, закрывающих область шариков.

Рекомендуемый вариант инструмента для этих целей – металлическая гильза, по диаметру и толщине стенки соответствующая внутреннему кольцу подшипника.

Завершение ремонтных работ

Завершением насадки новых подшипников фактически завершается ремонтный процесс. Останется провести сборку деталей в обратной последовательности и установить собранный аппарат на чиллер.


 


Добавить комментарий

Внимание: Спам не пройдёт. Работает фильтрация комментариев. *