Как заправить автомобильный кондиционер фреоном?

Как заправить автомобильный кондиционер фреоном?

Многим современным автомобилям присуща функция кондиционирования салонного воздуха.  Автомобильная установка технологически мало чем отличается от обычного бытового (домашнего, офисного) кондиционера. Тем не менее, кондиционер автомобиля имеет свои конструктивные особенности, которые делают ремонт и обслуживание несколько отличающимися от таких же процедур, применяемых к домашним (офисным) системам. Соответственно, заправка автомобильного кондиционера фреоном также несколько отличается.

Классическая схема кондиционера автомобиля

Для лучшего понимания, как обслуживать (заправлять фреоном) кондиционер автомобиля, логично ознакомиться с технологической схемой этого оборудования.

Классическая схема автомобильного кондиционера достаточно проста, содержит небольшое число элементов. Большинство легковых машин оснащаются установками, построенными именно по классической схеме.

Схема кондиционера автомобиля
Схема автомобильного кондиционера: 1 – компрессор; 2 – конденсатор; 3 – вентиляторы; 4 – фильтр-осушитель; 5 – смотровое стекло (опционально); 6 – приёмный ресивер; 7 – испаритель; 8 – датчик температуры

Все детали схемы объединяются между собой трубопроводами высокого давления. Внутренняя – герметичная область системы освобождается от воздуха (вакуумируется), после чего заправляется хладагентом в объёме 340-800 гр. (в зависимости от конструкции автомобильного кондиционера). Как правило, на автомобильных кондиционерах используются следующие марки хладагента:

  • фреон 12,
  • фреон 22,
  • фреон R-134A.

Первые две марки хладагентов применялись в системах автомобилей, выпущенных до 1994-95 гг. Транспорт, изготовленный после указанного периода, традиционно имеет оборудование, действующее на хладоне R-134A.

Как функционирует автомобильная система охлаждения?

Вал холодильного компрессора (1) автомобиля оснащается шкивом, через который посредством ремённой передачи и электромагнитной муфты выполняется сцепка с валом мотора машины.

Вращением вала компрессора приводится в движение поршневая система, благодаря чему газообразный фреон R-134A сжимается и под давлением направляется в конденсатор (2).

Трубчатый корпус конденсатора при помощи вентилятора (3) обдувается воздухом окружающей среды. Проходящий внутри трубок фреон охлаждается – переходит из газообразного состояния в состояние жидкости (эффект конденсации).

Дальше жидкий хладагент за счёт давления проходит фильтр-осушитель (4), где из жидкого фреона удаляется влага и технологические загрязнения.

На выход фильтра выдаётся чистый жидкий хладагент, течение которого можно наблюдать при работе системы сквозь специальное стекло (5).

Жидкость направляется в ресивер (6), выступающий не только сборником, но также компенсатором давления и далее поступает в трубчатую систему испарителя (7) фреона. Испаритель располагается внутри пассажирского салона автомобиля.

Салонный воздух протягивается через испаритель вентилятором (3). За счёт обдува трубок испарителя тёплым воздухом, протекающий внутри жидкий фреон закипает и начинает испаряться.

Температура кипения фреона R-134A составляет минус 40,8ºС – фактически, температура стенок трубок испарителя. Соответственно, тёплый воздух, проходящий через испаритель, охлаждается.

Образовавшийся внутри трубчатой системы испарителя газообразный хладагент всасывается холодильным компрессором. Цикл действия холодильной машины повторяется.

Автоматическое регулирование охлаждения среды в салоне выполняется датчиком (8) температуры, сигнал которого управляет приводом компрессора.

Набор заправки кондиционера авто
Автомобильный заправочный набор для кондиционера из серии «KIT», где имеются все необходимые аксессуары, чтобы заправить автомобильную систему кондиционирования воздуха

Как заправить фреоном автомобильный кондиционер?

На первый взгляд автомобильная установка кондиционирования воздуха видится понятной и простой конструкцией. Однако заправка автомобильного кондиционера фреоном сопровождается некоторыми особенностями.

Хладагент – вещество химически опасное. Если фреон попадает в организм человека, существует риск серьёзного отравления. Кроме того, все виды используемых фреонов для автомобильных кондиционеров, пагубно действуют на органы зрения.

Поэтому первоочередная задача лица, заправляющего кондиционер автомобиля, – это обеспечение надёжной защиты. Как минимум – на руки необходимо надевать защитные перчатки, на глаза – защитные очки.

Процедуру заправки следует выполнять с учётом минимально допустимых утечек хладагента, защитить органы дыхания от воздействия газа.

Внутри автомобильной системы охлаждения фреон находится под давлением. Рабочая величина давления может достигать 30-40 атм.

Заправка же осуществляется за счёт разницы давлений в заправочном баллоне и на участке системы автомобильного кондиционера, где подключен заправочный шланг.

Любая конструкция автомобильного кондиционера предусматривает наличие двух сервисных штуцеров. Один располагается на патрубке высокого давления, другой на патрубке низкого давления.

Штуцеры оснащаются обратными клапанами и закрываются колпачками, обозначенными «H» (высокая сторона) и «L» (низкая сторона).

Пошаговый процесс заправки автомобильного кондиционера

Под заправку автомобильного кондиционера выпускается специальное технологическое оборудование – баллон с фреоном, оснащённый:

  • пусковым клапаном,
  • контрольным манометром,
  • отходящим от клапана шлангом высокого давления.

На конце шланга установлена головка с механизмом фиксации на заправочном штуцере автомобильного кондиционера.

Заправка фреоном автомобиля
Одна из современных конфигураций заправочного баллона для автомобильного кондиционера – полностью готовый комплект под добавление хладагента марки R134A в кондиционер

Это идеальный вариант заправочного оборудования, используемый сервисными салонами, профессиональными механиками и обычными владельцами авто, однако, требующий денег.

Поэтому нередко механики-любители предлагают заправить авто-кондиционер «дедовскими» методами, но за меньшую стоимость.

Рынок автомобильных аксессуаров предлагает различные варианты исполнения заправочных баллонов (с клапанами, с вентилями).

Обычно продаются так называемые наборы «KIT», куда входит всё необходимое для заправки автомобиля фреоном. Единственное, что нужно любителю-механику, это выбрать оптимальную заправочную станцию под личный автомобиль.

Шаг первый:

Прежде всего, на автомобильном кондиционере необходимо найти штуцер низкого давления. В принципе, головка клапана заправочного баллона рассчитана именно под штуцер низкого давления.

Заправочный штуцер кондиционера автомобиля
Заправочный штуцер автомобильного кондиционера одной из моделей иномарки. На машинах разных марок точки расположения этого элемента схемы совпадают редко

Даже если пользователь попытается подключить головку к штуцеру высокого давления, у него ничего не получится, так как есть разница в конфигурации штуцеров (на современных авто).

После того, как заправочный интерфейс найден, надеть на руки защитные перчатки, на глаза защитные очки и отвернуть колпачок (обозначенный «L») штуцера. Накинуть на штуцер головку шланга заправочного баллона и резким давлением руки нажать вниз.

Фиксация головки на штуцере сопровождается характерным звуком щелчка. При этом если в системе автомобильного кондиционера присутствует фреон, манометр, входящий в комплект заправочного баллона, покажет какое-то значение давления. Если же фреон вышел из системы полностью, стрелка манометра останется на нулевой отметке.

Шаг второй:

Запустить мотор автомобиля и включить опцию охлаждения салона на приборной панели. Настройки охлаждения установить на максимум. Убедиться, что электромагнитная муфта сработала, и шкив вала компрессора приводится в движение.

Теперь необходимо активировать (нажать) кратковременно спусковой курок клапана на заправочном баллоне (или открыть вентиль), чтобы закачать немного фреона в систему.

При подключении баллона в шланге остаётся воздух. Чтобы удалить воздух, нужно кратковременно (2-3 секунды) ослабить соединение шланга с баллоном. Этого достаточно чтобы продавить давлением воздушную массу. Наличие воздуха в системе кондиционера недопустимо!

После завершения процедуры освобождения системы от воздуха, вновь активировать клапан (или открыть вентиль) на баллоне, чтобы продолжить заправку. Мотор машины при этом работает, шкив вала компрессора вращается.

Давление на низкой стороне
Полноценность добавления хладагента в схему кондиционера автомобиля проще всего определить по манометру, входящему в заправочный комплект. Дополнительно для контроля используется термометр в салоне

Следить за показаниями манометра. Как только значение на манометре установится в пределах диапазона 26,8 – 27,2 атм., заправку прекратить – деактивировать (отжать) клапан (или закрыть вентиль) баллона.

Указанные значения давления на низкой стороне являются оптимальными для нормальной работы автомобильного кондиционера.

Шаг третий:

Отсоединить головку шланга заправочного баллона от штуцера, используя механику фиксатора. Это действие следует выполнить быстро, чтобы минимизировать выход фреона через заправочный штуцер.

Перейти в салон автомобиля и убедиться в корректной работе системы кондиционирования воздуха. Для получения точного результата температуры на выходе воздуха из испарителя можно использовать термометр. На этом процесс заправки кондиционера автомобиля можно считать завершённым.


 


Добавить комментарий

Внимание: Спам не пройдёт. Работает фильтрация комментариев. *